На сегодняшний день инклюзивное образование на территории Республики Казахстан регулируется Конституцией РК, Закон Республики Казахстан «Об образовании», Закон «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О социальной и медикопедагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», Закон «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан»
Каждый ребенок имеет право получать качественное образование со здоровыми сверстниками. Именно в обычной образовательной сфере дети с особыми образовательными потребностями смогут получить, помимо учебной информации, возможность полной жизни в обществе, различные виды дополнительного образования, досуги, т.е. социализироваться. Эти проблемы в современных образовательных учреждениях решает инклюзивное образование. Дошкольное учреждение является основой социализации ребенка с особыми образовательными потребностями.
В соответствии с Государственной программой развития образования в нашей стране с 2011 года поэтапно внедряется инклюзивное образование. Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 года, согласно пункта 1.1 «Обеспечение доступности и инклюзивности образования», предполагает достижение следующих целей:
- Обеспечение психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования, создание специальных кабинетов психолого-педагогического сопровождения, разработка учебных программ среднего, технического и профессионального, послесреднего образования по востребованным рабочим квалификациям, повышение квалификации педагогических работников.
- Для лиц с особыми образовательными потребностями работа по обеспечению доступа ко всем уровням образования, в рамках подушевого финансирования предусмотрен повышенный норматив финансирования, увеличен государственный заказ на их обучение
Дети с особыми образовательными потребностями (ООП) - дети испытывающие постоянные или временные трудности в получении образования соответствующего уровня вследствие: нарушений развития; поведенческих и эмоциональных проблем; средовых факторов (социальных, психологических, экономических, лингвистических, культурных).
Особые образовательные потребности- это потребности в помощи и в услугах в учебно-развивающем процессе, без которых невозможно получения качественного образования.
Инклюзия в образовании – это процесс включения ребенка с особыми потребностями в общий учебный процесс. Мировой опыт свидетельствует, что инклюзивный формат обучения – это самый эффективный способ для построения солидарной, толерантной и соучаствующей среды, основанной на принятии, понимании и взаимопомощи между детьми с особыми потребностями и другими воспитанниками
Инклюзивное образование предполагает:
-обучение детей с особыми образовательными потребностями в обычном учебном заведении. При этом ребенок должен получать специализированную помощь;
-вовлечение в образовательный процесс каждого ребенка с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям;
-удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей,
обеспечение специальных условий.
Инклюзивное образование в дошкольном учреждении дает возможность оказывать необходимую коррекционно-педагогическую и медико-социальную помощь детям, обеспечить родителей консультативной помощью, подготовить общество к принятию ребенка с особыми образовательными потребностями.
Инклюзия в образовании внедряется в дошкольное учреждение для того, чтобы:
- Обеспечить безбарьерный доступ к образованию и полноценное развитие способностей у детей с особыми потребностями;
- Обеспечить дифференцированное психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями;
- Создать пространство для естественной социальной адаптации у детей с особыми потребностями;
- Реализовать принципы гуманной педагогики;
- Создать позитивный микроклимат в общеобразовательных учебных заведениях и способствовать активному межличностному общению между детьми с особыми потребностями и другими учениками;
- Предоставить консультативную помощь семьям, которые воспитывают детей с особыми потребностями.
В нашем дошкольном учреждении инклюзивное воспитание детей с особыми образовательными потребностями, реализуется в условиях обычной группы, среди сверстников. Задача наших специалистов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоями в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников.
В процессе пребывания ребенка с особыми образовательными потребностями в дошкольном образовательном учреждении следующие условия коррекционно-развивающей работы
- разработана, для каждого ребенка, с особыми образовательными потребностями, индивидуальная коррекционно-развивающая программа;
- при оценке динамики продвижения ребенка с особыми образовательными потребностями не сравнивается с другими детьми, а главным образом с самим с собой на предыдущем уровне развития;
- для ребенка создана атмосфера доброжелательности, психологической безопасности;
- корректная и гуманная оценка динамики продвижения ребенка;
- педагогический прогноз строится на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться при педагогической работе.
Обследованием детей особыми образовательными потребностями занимаются специалисты (педагог-психолог, логопед) а воспитатель знакомится с полученными ими данными.
План изучения ребенка включает такие мероприятия, как: беседа с родителями; изучение медицинской карты ребенка; обследование физического развития; обследование психического развития; характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.
Далее под руководством педагога-психолога, учителя-логопеда в дошкольном учреждении разрабатываются индивидуальные коррекционно-развивающие программы на каждого ребенка с особыми образовательными потребностями.
На основе рекомендаций специалистов воспитатель:
-проводит занятия по образовательным областям. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
-воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
-организует индивидуальную работу с детьми с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
-применяет здоровье сберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
-консультирует родителей о формировании навыков самообслуживания у детей, об индивидуальных особенностях ребенка, о приемах развития мелкой моторики и др.
Вновь прибывшим детям с особыми образовательными потребностями необходим адаптационный период. Адаптация - это часть приспособительных реакций ребенка, который может испытывать трудности при вхождении в интеграционное пространство (не вступает в контакт, не отпускает родителей, отказывается от еды, игрушек и др.). В этот период родители, специалисты и воспитатель помогают снять стресс, обеспечить положительное эмоциональное состояние дошкольника, создать спокойную обстановку.
Инклюзивное образование предполагает изменение системы, но не ребенка Оно признает, что все дети разные, а школы и образовательная система должны подстраиваться под индивидуальные потребности всех учащихся ... инклюзивность не означает … стремление сделать всех одинаковыми. Ее ключевой компонент – гибкость, признание того, что дети обучаются с разной скоростью, а учителям необходимы специальные навыки, чтобы поддерживать гибкость процесса обучения. В большинстве случаев детям просто необходимо хорошее, понятное, доступное преподавание. А это в свою очередь предполагает использование различных методов, соответствующих индивидуальным потребностям, способностям и особенностям развития ребенка.